| 
 I. 
Избранный Дао - Дао не постоянный. 
Имя1 данное - имя не постоянное.  
Небытие именую Неба-Земли Лоном,  
Бытие - Матерью всего сущего.  
Отсюда: 
постоянного Небытия жаждая -  
созерцаю Её Сокровенное,  
Бытия постоянного жаждая -  
созерцаю Её формы.  
То и другое - единородны,  
но имена - разные.  
Едино свидетельствуют о Изначальном.  
Изначальнейшее Изначальное -  
вход Всеобщего Сокровенного [к LV]. 
II. 
Все в Поднебесной прознали  
о красоте красивого -  
и явилось уродливое.  
Прознали все  
о благостности благого -  
явилось и не-благое.  
Отсюда: 
Бытие и Небытие -  
порождают друг друга,  
трудное и простое -  
способствуют друг другу,  
долгое и краткое -  
соотносятся друг с другом,  
возвышенное и низменное -  
стремятся друг к другу,  
звонкое и глухое -  
вторят друг другу,  
предыдущее и последующее -  
соотносятся друг с другом.  
Вот отчего постигший  
дела вершит не-влиянием,  
наставляет - безмолвием,  
занят сущим всем ради сущего,  
не отказывая;  
порождает, но не владеет,  
свершает, не притязая,  
достигает в делах совершенства,  
но постов не занимает.  
А поскольку не занимает,  
то не будет низвергнут. 
III. 
Меньше учёным2 чести - 
меньше в народе споров. 
Меньше ценятся вещи - 
меньше народ ворует. 
Меньше причин для страсти - 
меньше в сердцах3 смятенья. 
Вот отчего, выправляя, 
постигший 
опустошает сердца, 
наполняет желудки, 
ослабляет чувства, 
укрепляет остов, 
дабы народ неизменно 
был невежественен и бесстрастен, 
а те, кто мудр, 
не смели бы действовать. 
Воздействуя не-влиянием 
избежишь не-правильности. 
IV. 
Дао - пуст, 
но, применяя Его, - не прибавишь. 
О Глубочайший! - 
сходен с Пращуром всего сущего. 
Принижаю свои достоинства, 
усмиряю своё смятение, 
сочетаюсь со свои сиянием: 
уравниваю свои свойства4, - 
о Обильнейший! - 
уподобляюсь хранителю. 
Не ведаю, чей Он сын. 
Образом - предшествует Первопредку. 
V. 
Небо-Земля не милосердны [к LX]. 
Для них всё сущее - что собаки и травы. 
Постигший истину не милосерден. 
Ему простолюдье - что собаки и травы. 
Пространство между Землёй и Небом -  
не сходно ль с кузнечным мехом? 
Пусто, но не сжимается. 
Преображается, но выделяет всё больше. 
Многословие полагаю излишним. 
Лучше придерживаться Середины. 
VI. 
Святое Ущелье Бессмертное - 
вот Изначальное Женское. 
Створ Изначального Женского - 
вот Неба-Земли Корень. 
Я нежен и бережен, подобно хранителю. 
Пользуюсь Им без усилия. 
VII. 
Небо - вечно. 
Земля - долговечна. 
Отчего они вечны ли, долговечны? 
Ибо не для себя рождают, 
оттого плодоносят вечно. 
Вот отчего постигший 
плоть свою отстраняет, 
Плоть - пропуская; 
плотью своей небрегает, 
Плоть - оберегая. 
Разве так оттого,  
что Я отвергает? 
Напротив, 
лишь так своё Я совершенствует. 
VIII. 
Высшее благо подобно воде. 
Вода благоволит всему сущему, 
но - ни с кем не соперничая. 
Обитает в местах, 
полагаемых многими низменными. 
Оттого приближена к Дао. 
Место благого - внизу. 
Сердце его - бездонно. 
Дары его - благотворны. 
Слова его - доверительны. 
Дела его - дружелюбны. 
Преображения - своевременны. 
А поскольку ни с кем не соперничает. 
то и не выделяется [к LX]. 
IX. 
Чем восполнять, удерживая, 
лучше уж дать иссякнуть. 
Спрятанное, но острое, - 
не утаить долго.5 
Золотом и нефритом выстланные покои - 
нет устеречь способных. 
Богатство, знатность, надменность - 
недуги, к коим стремятся. 
Дела вершить, своё отстраняя, -  
Путь Неба. 
X. 
Спокойствие духа хранить, 
объемля Единое, 
возможно ль не уединяясь? 
Сбирая Ци,  
обретая мягкость, 
возможно ли стать Младенцем? 
Омыть и очистить  
изначальное восприятие 
возможно ли безупречно? 
Любить народ, 
выправлять государство 
возможно ли без ведания? 
Врата Небес 
отворять-затворять 
возможно ли без Женского? 
Постичь и познать 
четыре Простора6 
возможно ли без воздействия? 
Порождать и взращивать, 
порождать, но не владеть. 
свершать, но не притязать - 
такова Дэ Изначальная. 
XI. 
Тридцать спиц колеса 
объединяют единою ступицей, 
собою являющей Небытие. 
Бытие повозки - применение Небытия. 
Формуют глину,  
дабы сделать кувшин, 
собою являющий Небытие. 
Бытие сосуда - применение Небытия. 
Пробивают в стенах 
окна и двери, 
собою являющие Небытие. 
Бытие жилища - применение Небытия. 
Отсюда: 
Бытие создаёт полезность, 
Небытие - применимость. 
XII. 
Разноцветие - ослепляет. 
Разнозвучие - оглушает. 
Разновкусие - портит вкус. 
Охота, скачки - 
приводят в неистовство. 
Труднодоступные вещи -  
приносят вред. 
Вот отчего постигший 
внутренним занят - 
не занят зримым. 
Минует то, избирая Это. 
XIII. 
Благосклонность, немилость - 
трепет единый. 
Знатность, страданье - 
для плоти едино. 
Что означает: 
"Благосклонность, немилость - 
трепет единый"? 
Благосклонность ввергает в зависимость. 
Обретенье её - трепет. 
Утрата её - трепет. 
Вот что значит: 
"Благосклонность, немилость - 
трепет единый". 
Что означает: 
"Знатность, страданье - 
для плоти едино"? 
Причина тягчайшего 
из моих страданий -  
в обладании плотью. 
Не имей я плоти, 
где взяться страданью? 
Отсюда: 
знатный, 
плотью своей полагающий Поднебесную, 
может равно  
опереться на Поднебесную; 
влюбленному, 
плотью своей полагающему Поднебесную, 
может равно 
довериться Поднебесная. 
XIV. 
Вглядываюсь - не узрю. 
Именую же: "Заурядное". 
Вслушиваюсь - не внемлю. 
Именую же: "Умолкнувшее". 
Схватываю - не нащупываю. 
Именую же: "Неосязаемое". 
Три в отдельности - непознаваемы, 
но, сплетаясь, - творят Единое.7 
Верх Его - не сияет. 
Низ Его - не зияет. 
Нескончаемый Неименуемый 
Шнур Плетения, возвращающего 
к Постоянному Не-имению. 
Такова Форма Бесформенная, 
Облечённое Без-Обличие. 
Таково Смутно-Неясное. 
Встречно следуя - 
лик не вычленишь. 
Вслед ступая - 
спины не выявишь. 
Цепко следуя Дао Древнему, 
дабы ныне - бытийным править, 
можно древнее познать Лоно. 
Означает - Сплетанье8 Дао. 
XV. 
Те, кто в древности благодетелен, 
был в служении Поднебесной, 
достигали Неосязаемого 
Сокровенного Изначального, 
стали скрыты и недоступны. 
Коль сокрылись и недоступны, 
то, пусть нехотя, но - описываю,  
так колеблясь тут, 
словно в зимний поток входя... 
О таящиеся! - 
словно всех соседей страшащиеся... 
О величественные! - 
словно благоволящие... 
О зыбчайшие! О мерцающие! - 
словно лёд, почти уже тающий... 
О надежные! О невежественные! - 
что дубов естество древесное... 
О распахнутые! - 
что ущелие... 
О неясные! - 
словно мутные... 
Что способно, недвижность храня, 
очищать этот мир от мути? 
Что способно, преображая, 
всё рожденное здесь успокаивать? 
Оберегающий Это - 
дополнять не желает. 
А поскольку не полнит -  
скрывает прежде достигнутое. 
XVI. 
Достигаю предельной Пустотности, 
усердно храню покой. 
Сущности все уравниваются. 
Так созерцаю их Возвращение. 
Если каждая из множества сущностей 
возвращается к своему Корню, 
то движение вспять, к Корню, 
именую Успокоением. 
Таково 
Возвращение к Предначертанному. 
Возвращение к Предначертанному 
именуется Постоянством. 
Ведание Постоянства 
именуется Просветленностью. 
О Постоянстве не ведающий 
занят суетным и несчастен. 
Постоянство ведающий - Великодушен. 
Великодушный - Правитель. 
Правитель же - Государь. 
Государь же - Небо. 
Небо же - Дао. 
Дао же - вечен, 
не имеет плоти, 
не близится к гибели. 
XVII. 
О высшем Властителе знают лишь то, 
что он существует. 
За ним следует тот, 
о ком - добрая слава. 
За этим же - тот, 
кого страшатся. 
За тем - тот, 
кого презирают. 
Кто не преисполнен доверия, 
тому и не доверяют. 
О, тоскующий! - 
я дорожу словами, 
дела свершаю, 
события подвигаю. 
Простолюдины полагают: 
я - тождественен Естеству9. 
XVIII. 
Отвергают Великого Дао - 
обретают Милосердие и Справедливость10. 
Выявляют рассудок и мудрость - 
обретают Великое Лицемерие11. 
Чуть в семье нелады - 
тут тебе и "сыновняя нежность", 
и "забота отеческая". 
Чуть в стране, при дворе ли - смута, - 
тут как тут "верноподданные". 
XIX. 
Отставить постигших, 
мудрых отвергнуть - 
вот что нужно народу для счастья. 
Забыть Милосердие, 
Справедливость отринуть -  
народ возвратится 
к Сыновней Нежности 
и Заботе Отеческой. 
Отторгнуть искусное, 
отстранить полезное - 
краж и воров не будет. 
Но и этого - мало, 
оттого наставляю 
имеющего подчиненных; 
"Будь чистым холстом, 
лелей Естественность, 
умаляй своё "я", 
умеряй свои страсти". 
XX. 
"Ученье"12 отринуть - забот не иметь. 
Хвалить ли, хулить, - не одно ли и то же? 
Что зло, что добро, - уж так ли несхожи? 
Устрашающий - сам трепещет. 
О Ширь Бескрайняя, 
Она ж нескончаема!.. 
Люди веселы и развратны, 
словно в день весеннего праздненства - 
на склонах, покрытых всходами, 
И лишь я - о Бесстрастность! - 
никак не проявлен, 
подобно младенцу, 
смех еще не освоившему... 
О усталый, понурый! - 
как бесприютный... 
Все избыток имеют, 
и лишь я - что утрачивающий... 
О глупый сердцем! 
о непонятливый!.. 
Миряне светлы и сияют, 
лишь я - сумрачно-тёмен... 
Они прознают и вникают, 
лишь я - безучастно-пассивен. 
О Безмятежность! - 
глади морской подобна... 
О Уносящееся! - 
словно не знает удержу... 
Все к чему-то способны, 
и лишь я - бестолков, что твоя деревенщина... 
Я один не от мира сего: 
почитаю Кормилицу. 
XXI. 
Конфуцианская Дэ состоит 
в неукоснительном подчинении Дао. 
Влиянье же Дао на сущее - 
смутно, неясно. 
О Смутный, Неясный! 
Его Средоточие13 содержит Образы. 
О Неясный! О Смутный! 
Его Средоточие содержит Сущности. 
О Сокрытый! О Потаённый! 
Его Средоточие содержит Семя. 
Семя Его - неизмеримо подлинно. 
Его Средоточие - доверительно. 
Древнее, а достигает нынешних. 
Слава Его не меркнет. 
Всеобщий Праотец 
чрез Него14 проявляется. 
Откуда мне ведомы 
Всеобщего Праотца признаки? 
Благодаря Этому. 
XXII. 
Частное - приобщается. 
Искривленное - распрямляется. 
Ущербное - исцеляется. 
Разрушенное - обновляется. 
Умаляемое - прибывает. 
Умножаемое - обременяет. 
Вот отчего постигший, 
объемлющий сердцем Единое, - 
идеал для всех в Поднебесной [к LXV].  
Не "своему" внемлет,  
и оттого - просветлён. 
Не по себе судит,  
и оттого - проницателен.  
Не собою гордится, 
и оттого - славен. 
Не "своим" дорожит, 
и оттого - главенствует. 
А поскольку ни с кем не соперничает, - 
с ним во всей Поднебесной 
соперничать нет способного. 
То, что сказано древними: 
"Частное - приобщается," - 
разве пустые слова?  
Истинно: приобщаюсь, 
но - возвращаясь к Общему [к LV]. 
XXIII. 
Речь Естества невнятна. 
Оттого: 
резкий ветер - не день напролёт, 
дождь внезапный - не до рассвета. 
Кто же творит их? 
Небо-Земля. 
Земля и Небо - 
не неизменны, 
а что ж говорить о людях? 
Оттого зачем же  
Дао в действиях подчиняться? 
Даос - отождествляется с Дао. 
Дэист - отождествляется с Дэ. 
Утрачивающий - с утрачиваемым. 
Того, кто тождественен Дао, 
охотно приемлет Дао. 
Того, кто тождественен Дэ, 
охотно приемлет Дэ. 
Того, кто верен утраченному, 
охотно приемлет утраченное. 
Кто не преисполнен доверия, 
тому - не доверяются. 
XXIV. 
Стоящий на цыпочках -  
не часовой. 
Широко шагающий - 
не ходок. 
"Своему" внемлющий - 
не просветлён. 
По себе судящий - 
не проницателен. 
"Своим" гордящийся - 
не славен. 
Собой дорожащий - 
не вождь. 
Обладающий Дао 
зовёт это всё 
избыточным возмущением, 
бессмысленным отклонением.  
Таких порицает всё сущее. 
Вот отчего 
Дао имеющий 
и поступает иначе. 
XXV. 
Сущностью - неупорядоченный, 
прежде Неба-Земли рождённый, - 
о Пустыннейший! о Тишайший! - 
лишь Основывающий, но не улучшающий, 
Обращающийся, но не гибнущий. 
Он может быть сочтён 
Мать-Кормилицею Поднебесной. 
Его первое имя15 не ведаю, 
называю вторым же: Дао. 
Коли вынужден дать и первое - 
называю Его Великим, 
а Великого - Ускользающим, 
Ускользающего - Удаляющимся, 
Удаляющегося - Пре-вращающимся16. 
Оттого-то Дао - Великий, 
оттого Небо - Великое, 
оттого Земля - Великая 
и Велик - Государь. 
В Мирозданье Великих - четверо, 
и средь них - Государь. 
Человек подчинён Земному. 
Земное подчинено Небесному. 
Небесное подчинено Дао. 
Дао - Тождественности Естественному17. 
XXVI. 
Тяжкое - корень лёгкого. 
Покой - властелин беспокойства. 
Вот отчего постигший, 
и день напролёт шагая, 
не расстаётся с тяжкою ношей, 
и даже в роскошных палатах - 
спокоен и независим. 
Что ждёт  
облечённого имперскою властью18, 
себе позволяющего 
пренебрегать Поднебесной? 
Пренебрегающий - утратит корни. 
Беспокойный - утратит власть. 
XXVII. 
Благие шаги - неследимы. 
Благие слова - безупречны. 
Благие планы - творят без прикидок. 
Благие затворы - ни щеколд, ни шкворней, 
а - не откроешь. 
Благие узы - ни шнуров, ни вязки, 
а - не развяжешь. 
Вот отчего постигший 
неизменно благом 
останавливает человеков, 
и не остаётся отринутого; 
неизменно благом 
останавливает и сущностей, 
и не остаётся отринутой [к LII].  
Таково Вместилище Просветления. 
Оттого:  
благой не-благому -  
покровитель наставник,  
не-благой благому -  
запас и богатство.  
Не почитающий своего Покровителя,  
не дорожащий своим Богатством,  
даже мудрым слывя, 
впадает в великое заблуждение. 
Таков Аркан19 Сокровенного. 
XXVIII. 
Мужеское своё ведающий, 
Женское своё сберегающий, - 
руслом служит для Поднебесной. 
Руслом для Поднебесной ставшего 
Дэ Постоянная не покидает, 
вспять возвращая - 
к Младенчеству. 
Свет свой ведающий, 
Тьму свою сберегающий, - 
идеалом служит для Поднебесной [к LXV].  
Идеалом для Поднебесной ставшего 
Дэ Постоянная не заблуждает, 
вспять возвращая его - 
к Беспредельному. 
Славу свою ведающий, 
Бесчестием своим дорожащий, - 
ущельем служит для Поднебесной. 
Ущельем для Поднебесной ставшему 
Дэ Постоянная является полностью, 
вспять возвращая - 
к Древесной Естественности20. 
Тогда Естество Древесное, 
ветвясь, распространяясь, 
служит уже постигшему. 
Его применяя, постигший - 
наставник Повелевающему. 
Стало, Великая Правильность 
при этом не повреждается. 
XXIX. 
Покорить Поднебесную жаждущий, 
но на Неё воздействующий, - 
вижу: желаемого не достигнет. 
Поднебесная - Сосуд Священный. 
Воздействие - недопустимо! 
Воздействующий - обречён. 
Удерживающий - утрачивает. 
И оттого сущности 
есть выдвигающиеся, 
есть - вслед ступающие, 
есть едва дышащие, 
есть - задыхающиеся, 
есть укрепляющиеся, 
есть - истощающиеся, 
есть прекращающиеся, 
есть - разрушающиеся. 
Вот отчего постигший 
чрезмерное - отвергает, 
излишнее - отстраняет, 
крайнего - избегает. 
XXX. 
Кто власть над людьми имеющему 
посредством Дао споспешествует - 
не войском крепит Поднебесную. 
Дела его легко возместимы. 
На воинство опирающийся 
плодит невзгоды и беды. 
За спинами великих армий 
скрыты годы лишений. 
Благой свершает, 
но - отстраняясь, 
не смея прибегнуть к насилию. 
Свершает - не смея быть милостивым. 
Свершает - не смея нарушить. 
Свершает - не смея кичиться. 
Свершает - не истощая. 
Свершает, но - без насилия. 
В расцвете сил выглядеть дряхлым - 
таков отрицающий Дао. 
Отрицающий Дао рано иссякнет. 
XXXI. 
Предпочитающий армию - 
источник многих несчастий. 
Таких порицает всё сущее. 
Вот отчего имеющий Дао 
и поступает иначе. 
Благородный21 бездействует, 
когда почитается левая22, 
и применяет войско, 
когда почитается правая. 
Войско - орудье несчастья, 
не инструмент благородного, 
пусть вопреки желанию, 
но всё ж его применяющего. 
Превыше всего - равнодушие: 
спокойствие и бесстрастность. 
Победивши - не ликовать. 
Ликовать - одобрять убийство. 
Одобряющий же убийство 
сочувствия в Поднебесной  
не удостоится. 
В счастье ценится левое, в горести - правое. 
Младших военачальников располагают слева. 
Старших военачальников располагают справа 
Тем самым дают понять, что отправляют траур. 
Ибо убиты многие, 
и вот - скорбят и оплакивают. 
Да, победа одержана, 
потому отправляют траур. 
XXXII. 
Дао: Он - 
неизменно-неименуем, 
древесно-естественен, 
даже ничтожен, 
а во всей Поднебесной 
Его подчинить нет способного. 
Но, коль государь и правители 
подобны Его сберегающим, 
сущее всё само 
должному повинуется, 
Небо-Земля совокупляются 
и выступает роса сладчайшая. 
Народу никто не указывает, 
он сам по себе уравнивается. 
Лоно Миропорядка 
содержит слова, имена, формы. 
Раз они существуют - 
должно постичь Самадхи23. 
Ведающий Самадхи 
способен избегнуть гибели. 
В Поднебесной явленный Дао 
с горным сравню потоком, 
питающим реки-моря Мира. 
XXXIII. 
Знающий других - мудр. 
Знающий себя - просветлён. 
Одолевший других - силён. 
Одолевший себя - могуч. 
Полноту познавший - богат. 
Настаивающий - объят страстями. 
Не утрачивающий своего назначения - 
долговечен. 
Умерший, но не исчезнувший -  
вечен. 
XXXIV. 
О Дао Великий, 
о Разливанный! 
Он - во всём и повсюду. 
Всему сущему - жизнь и опора, 
и - не отказывает. 
Дела свершающий 
и - неведомый. 
Всему сущему - кров и опека, 
но к власти не прибегающий. 
Неизменно Бесстрастный, 
можно назвать: "Ничтожнейший". 
Сущее всё приемлющий, 
но к власти не прибегающий. 
Можно назвать: "Величественный". 
К величию не стремящийся 
способен достичь Величия. 
XXXV. 
Держусь Великого Образа. 
Поднебесная замирает, 
отмирает, не повреждаясь. 
Достигаю Покоя Высшего. 
Радостью весь напитываюсь. 
Покидаю приют Самадхи. 
Дао, из уст исшедший, - 
о Пресный! - 
Он же безвкусен... 
Вглядываясь - не рассмотришь. 
Вслушиваясь - не расслышишь. 
Пользуясь - не израсходуешь. 
XXXVI. 
Хочешь вобрать - дай же расправиться. 
Хочешь ослабить - дай укрепиться. 
Хочешь упадка - дай развиваться. 
Хочешь присвоить - освободи. 
Таково Неявное Просветление. 
Мягкое слабое одолевает твёрдого сильного. 
Рыбе нельзя выплывать из омута. 
Власть же не должно  
выказывать людям. 
 |